Конфликт жалости и свободы . Это есть конфликт нисхождения и восхождения. Жалость может привести к отказу от свободы . Свобода может привести к безжалостности. Два движения есть в человеческом пути, движение по линии восходящей и движение по линии нисходящей. Человек подымается на высоту, восходит к Богу. На этом пути он приобретает духовную силу, он творит ценность. Но он вспоминает об оставшихся внизу, о духовно слабых, о лишенных возможности пользоваться высшими ценностями. И начинается путь нисхождения , чтобы помочь братьям своим, поделиться в ними духовными богатствами и ценностями, помочь их восхождению. Человек не может, не должен в своем восхождении улететь из мира, снять с себя ответственность за других. Каждый отвечает за всех. Возможно лишь общее спасение для вечной жизни. Свобода не должна стать снятием ответственности за ближних. Жалость , сострадание напоминает об этом свободе . В другом месте я буду еще говорить о конфликте жалости и творчества. В себе самом я чувствовал конфликт элементов, родственных Л. Толстому, с элементами, родственными Ницше. Были годы, когда сильнее было ницшевское, но толстовское, в конце концов, оказалось сильнее. Я никогда не соглашался из жалости отказаться от свободы . В моей борьбе за свободу было что-то яростное. Но я не выносил и жестокой свободы , превратившейся в волю к могуществу. Я, в сущности, всегда думал, что христианство было искажено в угоду человеческим инстинктам, чтобы оправдать свое уклонение от исполнения заветов Христа, свое непринятие христианской революции, христианского переворота ценностей! Христианство не только не было реализовано в жизни, что всегда можно объяснить греховностью человеческой природы, но оно было искажено в самом учении, вплоть до самой догматики. Первые умудрились оправдать свое положение на основании христианского учения. Бессовестность христиан беспримерна в истории. Христианство всегда воспринималось мной прежде всего как милосердие, сострадание, прощение, человечность. Но из христианства умудрились сделать самые бесчеловечные выводы, поощряющие садистские инстинкты людей. Возвращаюсь к теме о восхождении и нисхождении . Один путь восхождения приводит к тому, что человек делается первым. Тут мы прикасаемся к непостижимому парадоксу христианства. Первые, то есть достигшие духовной высоты (я не говорю об элементарном случае первых в знатности, богатстве и власти), делаются последними. Это серьезное предостережение для восходящих. Чтобы не быть последним, нужно нисходить, нужна деятельная любовь к ближнему, к последним по своему положению. Поэтому христианство основано на сочетании восходящего и нисходящего движения, на свободе и жалости , любви к ценности и качеству и любви к ближнему, любви к божественной высоте и любви к страждущим внизу.